ФГБУ «Научно-исследовательский институт урологии им. Н.А. Лопаткина» — филиал «Федерального медицинского исследовательского центра им. П.А. Герцена» Минздрава России, г. Москва
Ведущий российский научно-экспериментальный, методический и лечебный урологический центр. В НИИ Урологии оказывается высокотехнологичная медицинская помощь урологическим больным с использованием новейших технологий диагностики и лечения
В 2000 году впервые в России проведена процедура брахитерапии рака предстательной железы.
Аполихин Олег Иванович – директор, д.м.н., вице-президент РОУ, курирует вопросы международных отношений, является членом Московского общества урологов, действительным членом European Association of Urology (EUA), American Urological Association (AUA).
Ощепков Василий Николаевич – врач-радиолог, к.м.н., член Правления Объединения Брахитерапевтов России, член РООУ, член, РОУ, член European Association of Urology (EUA). В 1993 году окончил Московскую Медицинскую Академию им. И.М. Сеченова, лечебное дело. Специализация: урология, радиология. Работает в НИИ урологии с 1995 года, врач-радиолог с 2000 года. Обучение по брахитерапии – Tampa, Florida, USA 1999 и Leeds, UK 2000.
Является автором более 50 статей в журналах и сборниках в России и за рубежом, проведено более 10 международных исследований. Проводит операции по лечению рака предстательной железы методом брахитерапии.
Корякин Андрей Викторович – научный сотрудник отдела онкоурологии, член European Association of Urology (EUA), Американского Общества Брахитерапевтов (ABS).
Аденома простаты — признаки, лечение
Ежегодно медицинские статистические отчеты неустанно гласят о том, что доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ), или аденома простаты, является основной причиной обращения мужского населения за квалифицированной помощью. Более половины мужчин старше 47 лет сталкиваются с симптомами ДГПЖ, а в возрасте от 65 лет заболевание встречается у 92% пациентов. Урологи рекомендуют мужчинам пристально следить за своим здоровьем, а в случае появления даже незначительных симптомов следует незамедлительно обратиться к специалисту.
Несмотря на преимущественно доброкачественное течение болезни, если аденому не лечить, то это приведет к печальным последствиям. Со временем болезнь приводит к социальной и бытовой дезадаптации, а в некоторых случаях даже к тяжелым и необратимым последствиям. Признаки
ДГПЖ и возможные осложнения
ДГПЖ – это доброкачественный гиперпластический процесс в железистой ткани простаты, характеризующийся образованием узла в толще органа. Этот узел растет медленно, поэтому на начальных стадиях патологический процесс выявить сложно. Клинические симптомы аденомы простаты могут долгое время не беспокоить пациента. Симптоматика появляется в том случае, когда аденоматозный узел в процессе своего роста сдавливает стенки мочеиспускательного канала, расположенного в анатомической близости к предстательной железе (уретра находится между двумя долями простаты). Разросшаяся железистая ткань препятствует нормальному оттоку мочи, что приводит к нарушению мочеотделения. Развивается типичная картина болезни: ощущение наполненного мочевого пузыря даже после посещения туалета, болезненное мочеиспускание и учащение императивных позывов к мочеиспусканию.
С прогрессированием недуга развивается декомпенсация процесса, а затем появляются застойные явления. Длительный застой мочи приводит к множеству осложнений:
- воспаление почечных лоханок, чашечек и межуточной ткани (пиелонефрит), в некоторых случаях развивается даже абсцесс и карбункул почки;
- нарушение почечной функции и развитие острой почечной недостаточности или хронической болезни почек;
- острый или хронический цистит (воспаление мочевого пузыря);
- почечнокаменная болезнь и почечные колики;
- кровь в моче (гематурия), а длительная гематурия может привести к анемии;
- инконтиненция (недержание мочи).
Аденома имеет два важных отличия от аденокарциномы (рака простаты). Аденома – это доброкачественное новообразование, которое медленно растет и никогда не выходит за пределы капсулы предстательной железы. В медицине такой рост называется неинвазивным. Опухолевый узел насквозь прорастает капсулу простаты, быстро распространяясь на жировую клетчатку и соседние органы малого таза (инвазивный рост). Второе отличие заключается в том, что доброкачественная гиперплазия не приводит к образованию метастазов. Злокачественное новообразование, наоборот, всегда распространяется по организму путем метастазирования на тазовые и отдаленные лимфоузлы, поражает печень, кишечник, легкие, кости и другие анатомические структуры. Это приводит к резкому ухудшению общего состояния пациента: появляется выраженная слабость, снижается масса тела, пропадает аппетит.
Современной медициной доказано, что между аденомой и аденокарциномой нет никакой этиопатогенетической связи. Это значит, что аденоматозный узел всегда имеет неинвазивный рост и не озлокачествляется. Именно поэтому переход доброкачественной гиперплазии в рак невозможен.
Диагностика аденомы простаты
Для точной диагностики заболевания необходимо пройти перечень обязательных исследований. При первом обращении за медицинской помощью врач проводит и назначает следующий ряд клинических и лабораторно-инструментальных исследований:
- общий и урологический осмотр пациента, пальцевое исследование органа через прямую кишку;
- стандартные лабораторные анализы: общий анализ крови и мочи, биохимическое исследование венозной крови;
- трансабдоминальное ультразвуковое исследование органов малого таза и трансректальное УЗ-исследование простаты;
- урофлуометрия и определение остаточной мочи.
Объем диагностического обследования определяется индивидуально для каждого пациента. При необходимости дополнительно проводится УЗИ почек, рентгенография с контрастированием, прицельная биопсия простаты, компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ). Всем пациентам рекомендуется сдать кровь на определение простатического специфического антигена, или PSA – онкологического маркера, свидетельствующего о раке предстательной железы. Такой несложный анализ позволяет гарантировать отсутствие опухолевого процесса в ткани органа. Все эти информативные исследования можно пройти в клинике урологии в Москве по направлению врача-уролога, что позволит быстро перейти на этап лечения.
Способы лечения доброкачественной гиперплазии
В зависимости от степени выраженности клинической картины и от общего состояния пациента врач назначает консервативное или оперативное лечение. Индивидуальный подход к лечению гиперпластического процесса позволяет добиться исчезновения симптоматики и вернуть здоровье пациенту.
К консервативным методам в первую очередь относится медикаментозная терапия. Она особенно эффективна при первых проявлениях болезни и маленьких размерах аденоматозного узла. Используются две группы препаратов: альфа-адреноблокаторы и ингибиторы 5-альфаредуктазы. Первые лекарственные средства влияют на тонус мускулатуры мочевыводящих путей, улучшая отток мочи. Вторая группа лекарств препятствует дальнейшему разрастанию железистой ткани за счет блокирования образования избытка стероидных гормонов.
К неоперативным методам также относится множество современных технологий:
- расширение суженого участка уретры (баллонная дилатация);
- криодеструкция и термотерапия;
- коагуляция радиоволнами микроволнового диапазона;
- HIFU-терапия (высокофокусированное ультразвуковое излучение);
- игольчатая абляция.
Оперативные методы лечения являются наиболее оптимальными, потому что позволяют быстро удалить патологическое новообразование и избавить пациента от симптомов болезни. В институте урологии в Москве все оперативные вмешательства проводятся высококвалифицированными специалистами в области урологии и общей хирургии, что сводит к минимуму вероятность развития осложнений во время и после операции. Различают полостные и малоинвазивные оперативные манипуляции. Полостные операции медленно утрачивают свою актуальность в урологии. Они являются травматичными, и период полного восстановления пациента затягивается до нескольких месяцев.
Малоинвазивные (эндоскопические) операции вытеснили все другие виды операций благодаря своей высокой эффективности, которая сочетается с минимальным объемом хирургического вмешательства. Операции не требуют разрезов и травматизации анатомических структур, поэтому период реконвалесценции пациента сокращается в несколько раз. Эндоскопические операции проводятся путем введения инструментов в мочеиспускательный канал, а все манипуляции выполняются под видеоконтролем. Операцией выбора является эндоскопическая трансуретральная резекция (ТУР). Но она не показана при больших размерах аденоматозного узла, поэтому в запущенных случаях прибегают к традиционным полостным операциям.
Прогноз и профилактика
В случае своевременной диагностики и лечения ДГПЖ имеет благоприятный прогноз. Правильно выбранная лечебная тактика полностью избавляет пациента от заболевания, риск рецидива болезни составляет не более 10%. Стоит помнить, что успех лечения зависит не только от медицинского персонала, но и от приверженности пациента к лечению. Следует выполнять все рекомендации лечащего врача и своевременно посещать доктора.
Единственным эффективным методом профилактики разрастания аденомы является ежегодное обследование и наблюдение у уролога. Центр урологии в Москве проводит обследование пациентов по специальным международным скрининговым программам, позволяющим выявить доброкачественное разрастание предстательной железы на ранних сроках.
Лечение рака простаты в Москве
Если опухоль не вышла за пределы простаты, она полностью излечима
В случае проникновения метастазов в другие органы и ткани онкологический процесс возможно приостановить, продлив жизнь больного на годы и десятилетия.
Радикальное удаление простаты (простатэктомия) – операция выбора при раке предстательной железы
Может выполняться по нервосберегающей методике, которая повышает шансы сохранить эректильную функцию и избежать побочного эффекта в виде недержания мочи .
Лапароскопическая простатэктомия . Эндоскопический инструмент заводится через несколько проколов в нижней половине живота. Простата отсекается, измельчается и эвакуируется специальным контейнером.
Простатэктомия роботом Да Винчи. Врач имеет возможность выполнить операцию максимально деликатно, не повредив мелкие анатомические структуры. Интерактивная платформа робота обеспечивает 3D-визуализацию хирургического поля и корректирует движения. Как правило, применяется лапаросокопический доступ.
Открытая простатэктомия. Предстательная железа удаляется через разрез внизу живота (позадилонная простатэктомия) или через разрез между мошонкой и анусом (промежностная простатэктомия). Как правило, открытая операция применяется вынужденно. Например, при сильном внезапном кровотечении в ходе лапароскопической операции.
Малоинвазивные пособия – прицельное уничтожение рака без удаления простаты
В отличие от традиционных операций опухоль из организма не удаляется, но полностью разрушается и, со временем, замещается соединительной тканью. Малоинвазивные методы применяются, когда по тем или иным причинам нельзя выполнить радикальную простатэктомию.
HIFU-абляция. Воздействие сфокусированным ультразвуком высокой интенсивности. Рекомендуется пациентам старше 70 лет, при тяжелых сопутствующих болезнях или разросшейся опухолевой ткани. Операция выбора, если пациенту ранее удалили аденому простаты .
Криоабляция . Воздействие охлажденным и теплым газами. Рекомендуется больным с тяжелым соматическим статусом, когда общее обезболивание затруднено или невозможно из-за тяжелых сопутствующих заболеваний. Например, болезней сердца или легких. Рекомендуется также пациентам пожилого возраста. Может применяться в случае рецидива – повторного возникновения опухоли после неудачного удаления другим способом.
Брахитерапия . Воздействие направленным нейтронным облучением. Титановые капсулы с радиоактивным элементом (Йод-125) специальными иглами «десантируется» в опухоль по рассчитанной компьютером схеме. Считается радикальным способом лечения рака предстательной железы. Выгодно отличается от традиционной лучевой терапии тем, что уничтожает раковую опухоль без облучения окружающих тканей. Рекомендуется мужчинам любого возраста с локализованным раком, заинтересованным в сохранении половой функции, низким и умеренным онкологическим риском (ПСА ≤ 20 нг/мл, шкала Глисона ≤ 7).
Нанонож (необратимая электропорация). Воздействие ультракороткими импульсами тока. Разряды подаются через игольные электроды, число которых выбирается от размера опухоли. В отличие от других малоинвазивных методик электропорация не основывается на термальных механизмах. Как следствие, отсутствуют побочные эффекты, связанные с изменением температуры тканей.
Необратимая электропорация рекомендована мужчинам, кому важно сохранить эректильную функцию, и если опухоль близко прилежит к важным анатомическим структурам.
Активное наблюдение выбирается при низкой агрессивности рака (Глисон ≤ 6, ПСА
Статьи о раке простаты
Какая операция для радикального лечения рака простаты самая эффективная?
Этот вопрос в том или ином варианте задают все пациенты, которые узнали о диагнозе. Попытаюсь ответить на основании собственной 20-летней хирургической практики.
В современной окноурологии наиболее распространены три варианта удаления злокачественной опухоли простаты: открытая (позадилонная), лапароскопическая и роботассистированная простатэктомия. Считается, что большой разницы в качестве этих операций нет. Ведь во всех случаях онкологический результат одинаковый — опухоль извлекают из организма. На самом деле, не так все просто.
Врач ведь не сразу становится виртуозом. А значит нужно некоторое число операций прежде, чем он «почувствует» технику и разберётся в тонкостях методики. Для обучения позадилонному методу нужно, примерно, двести операций. Чтобы разобраться с лапароскопическим доступом – не менее ста. Это значит, что на этапе освоения врач будет заботиться, прежде всего, об онкологическом результате, «забывая» о функциональном. Риски для пациента — потеря потенции, недержание мочи.
Другое дело – робот Да Винчи. Хирург управляет роботом джойстиками, как в компьютерной игре. Электроника и механика робота обеспечивают плавность, точность и объем движений, которые недоступны человеку. Доктор во время операции не устает физически, в отличие от лапароскопической или открытой операции, что может влиять на качество.
Консолью-дублером управляет наставник, он указывает электронным маркером точки приложения хирургических инструментов и энергий, а при возникновении сложностей в любой момент готов взять управление операцией на себя. Для освоения технологии достаточно 30-40 операций. Если хирург уже имеет опыт других видов простатэктомии, то через 10-15 операций роботом он уже чувствует себя, как «рыба в воде».
Другой важный момент — сбережение сосудисто-нервных пучков для сохранения потенции у больного. Вот три ключевых условия для нервосберегающей операции:
- Низкий онкологический риск: опухоль не вышла за пределы предстательной железы.
- Опыт хирурга
- Инструмент операции
Не погружаясь в сложные технические детали, скажу так: лапароскопическая операция — это «рубка топором». Лимитированные точность и плавность движений, недостаточная визуализация и сложная детализация тканей — лишь небольшое перечисление недостатков. Их существенно больше.
Безусловно, есть хирурги, которые владеют лапароскопической техникой в совершенстве, но таких не много. На мой взгляд, даже у открытой простатэктомии шансов на нервосбережение больше, чем у лапароскопического пособия.
В сравнении возможности робота просто космические, недаром его создавали для Национального американского космического агентства (NASA). Трехмерное изображения с двадцатикратным увеличением обеспечивает лучшую визуализацию. Хирургический инструмент имеет десять степеней свободы и вращается под любым углом на 360 градусов, чего не может лапароскопический инструмент и тем более рука человека. Уникальные электрохирургические технологии позволяют прижечь кровоточащий сосуд с точностью до долей миллиметра, не повреждая прилегающие ткани. Возможно сохранение любых отделов мочеиспускательного канала и всех поддерживающих мочевые пути фасциальных структур, в том числе связочного аппарата, отвечающего за удержание мочи.
Хорошо о методах сказал основатель радикальной простатэктомии, почетный директор института Джона Хопкинса (США) профессор Патрик Уолш:
«И несмотря на то, что лично я продолжаю выполнять открытые операции, одно только преимущество роботической хирургии, заключающееся в возможности повышения внутрибрюшного давления с последующей нейтрализацией кровотечения из венозных структур, что позволяет беспрепятственно осуществлять высокого уровня исполнения нервосбережение, является основанием для того, чтобы предлагать именно роботассистированную хирургию больному раком предстательной железы в тех центрах, где это возможно».
Что может быть наглядней простой статистики? Например, в США на долю открытой позадилонной простатэктомии сегодня приходится около 15% всех операций. На долю лапароскопических – всего 1%. Остальные – роботассистированные пособия.
Признаюсь, некоторое время назад я был скептиком относительно преимущества роботических операций. Но ровно до того момента, когда опробовал да Винчи. Это не просто ещё один способ лечения рака предстательной железы, это — операция иного технологического уровня.
Автор статьи: доктор медицинских наук, профессор Михаил Еникеев
Источники: http://www.bebig.ru/patient/lechenie-raka-predstatelnoy-zhelezy/gde-proyti-besplatnoe-lechenie-raka-predstatelnoy-zhelezy/detail.php?ID=207, http://urologia.ru/adenoma-prostaty-priznaki-lechenie/, http://urologypro.ru/zabolevaniya/predstatelnaya-zheleza/opukhol-rak-prostaty